Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.10.2017, 13:31

МАОУ "Новоильинский агротехнический лицей"

Информация
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35

Инновационная деятельность

ПЕРЕДОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭДГАРА ДЕЙЛА

«КОНУС ОПЫТА»

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла».

В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла. Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний. Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты: Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира. 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции. На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим. Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации. До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями. Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

 

 

http://pedsovet.su/_pu/63/s63400935.jpg

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс. Можно составить следующий алгоритм по получению и закреплению материала – прослушать лекцию, прочитать дополнительную литературу. Обсудить интересующую информацию с окружающими. После этого найти в интернете, на сайтах и форумах людей, которых также интересует затронутая тема, поделиться информацией с ними. И особенно замечательно, если учебный материал пригодился на практике в жизни обучаемого. Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла.

В настоящее время государственный стандарт общего образования ставит задачу научить «выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории». Инновационные технологии позволяют учителю:

  • разнообразить традиционные методы и приемы работы учителя;
  • способствуют более полному уяснению учебного материала;
  • повышают интерес учащихся к предмету;
  • способствуют активному поиску и эксперименту.

Поэтому метод известного американского профессора Э.Дейла «Конус опыта» доказал, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо. История – предмет, который связан с необходимостью запомнить большой объем информации, изучить исторические личности. Изучение исторических персоналий, их влияния на процесс исторического развития, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем «сухое» оперирование событиями, фактами, датами. Создание яркого образа личности ее «человечности», влияния на процессы развития всемирной истории помогает учащимся более продуктивно изучать и усваивать учебный материал. Поэтому уроки истории лучше представлять в виде творческой лаборатории применяя «Конус опыта». Для реализации задач данной технологии используются разные формы нетрадиционных уроков:

  • сотрудничество ученика и учителя (учащиеся сами проводят урок заранее подготовив новый материал),
  • применение аудио-визуальных материалов в обучении (учащиеся заранее получают материал и сами находят материал в виде документальных, художественных фильмов по заданной теме),
  • уроки театрализации (урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра).

Такие нестандартные методы как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 90-100%, но еще и не забыть его в дальнейшем. «Конус обучения» отлично объясняет, почему отрывки из фильма запоминаются лучше, нежели прочитанная на эту же тему книга или учебник. В фильме применяются визуальные и аудиальные формы, которые лучше запоминаются человеческим мозгом. Поэтому уроки при таком подходе не считаются унылой обыденностью, а развивают интерес к предмету и лучше усваиваются детьми при большом объеме информации. Такие уроки творческой лаборатории позволяют создать технологии, формирующие проектную культуру учащихся, а также максимально осуществить технологию уровневой дифференциации. При использовании таких подходов к изучению материала учащиеся самостоятельно ставят себя перед лицом проблемы, видят ее, им не нужно ничего представлять, остается только подобрать решение.

Благодаря данной технологии помимо прямого эффекта обучения истории и обществознания учащиеся приобретают определённые знания и умения, формируются универсальные учебные действия. Историографические сюжеты целесообразно изучать, реализуя не столько „знаниевый“, сколько компетентностный подход в обучении истории. Данные уроки позволяют осуществить комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического решения значимой проблемы:

  • учащиеся выполняют познавательные задания на выявление оценок прошлого представленных в исторических источниках, текстах художественных произведений, творческих образных заданий;
  • учатся презентовать свои творческие работы, сообщения, рефераты;
  • знакомятся с другими интерпретациями того же самого исторического сюжета, выполняют задания, содержащие одну или несколько оценок прошлого, дискутируют с одноклассниками, что позволяет укрепиться или усомниться в собственном мнении;
  • знакомятся с величайшими открытиями ученых-историков - создается представление, что историческое знание есть знание авторское, таким образом формируется умение понимать, воспроизводить и анализировать версии причин, сущности, последствий и исторического значения исторических событий, деятельности исторических личностей;
  • проводятся социологические опросы для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений по спорным вопросам истории, представление результатов опросов в виде диаграмм;
  • подготовка эссе по спорным вопросам истории. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними (например «Уроки Первой Мировой войны»);
  • подготовка к проектно-исследовательской работ.

Главный результат данного метода – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе данной деятельности:

• опыт работы с большим объемом информации, проведения презентации;

• умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, индивидуально планировать работу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что метод Дейла «Конус опыта» нацелен на развитие личности ученика, где главной целью современного образования становится не передача знаний и социального опыта.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz